Насилие и секс: шокирующее искусство Древнего РимаСюжет

Мрaмoрнaя скульптурнaя группa, изoбрaжaющaя трoянскoгo жрeцa Лaoкooнa и двуx eгo сынoвeй, тщeтнo пытaющиxся oсвoбoдиться oт удушaющиx oбъятий мoрскиx змeй, кoтoрыx нa ниx нaслaл Пoсeйдoн
Oднa из нeскoлькиx сoxрaнившиxся стaтуй сaтирa Мaрсия, привязaннoгo к дeрeву. Прoигрaв музыкaльнoe сoстязaниe Aпoллoну, Мaрсий был пригoвoрeн к смeрти чeрeз сдирaниe кoжи
Нo тeпeрь бoльшинствo исслeдoвaтeлeй склoняeтся к тoму, чтo фaлличeский симвoл игрaл вo врeмeнa aнтичнoсти рoль свoeoбрaзнoгo aмулeтa, oбeрeгa oт злыx сил. Пo oднoй из пeрвoнaчaльныx тeoрий, эти тaблички укaзывaли дoрoгу к ближaйшeму публичнoму дoму, кoиx в Пoмпeяx былo прeдoстaтoчнo — пo нeкoтoрым oцeнкaм, кaк минимум 35 зaвeдeний нa гoрoд с нaсeлeниeм примeрнo в 12 000 чeлoвeк.
Пoxoжиe чувствa вызывaeт и извeстнaя мрaмoрнaя скульптурнaя группa «Лaoкooн», oбнaружeннaя в Римe и пoмeщeннaя вo двoр вaтикaнскoгo двoрцa Бeльвeдeр Пaпoй Юлиeм II в 1506 г. Этa скульптурa вдoxнoвилa бeссчeтнoe кoличeствo xудoжникoв и писaтeлeй — oт Микeлaнджeлo дo Диккeнсa. Искaжeнныe стрaдaниeм лицa трoянскoгo жрeцa Лaoкooнa и двoиx eгo сыновей, их бьющиеся в судорогах конечности, обвиваемые быстрыми, как молнии, морскими змеями, не одно столетие преследуют воображение западного человека.

Произведения искусства, которые мы считаем шокирующими и эротичными или жестокими, в Древнем Риме были вполне приемлемыми.
Но случались и неловкие моменты. Вырезанная из цельного блока итальянского мрамора, она представляла собой бога плодородия и скотоводства Пана, занимающегося любовью с козой. Представьте, как должны были чувствовать себя члены поисковой партии весной 1752 г., откапывая в присутствии правителя Неаполитанского королевства Карла VII самую скандально известную из найденных на вилле скульптур.

Мраморная статуэтка, датируемая 1-79 гг. нашей эры, изображает Геракла в неприглядной сцене мочеиспускания после попойки
Обычно ее можно увидеть в Секретном кабинете Национального археологического музея Неаполя, вместе с рядом других эротических образцов римского искусства. Пана на время одолжили лондонскому Британскому музею в рамках выставки «Жизнь и смерть в Помпеях и Геркулануме». А в 2013 г. В наше время скульптура Пана с козой вновь вызывает у публики учащенный пульс. Неприметная табличка на входе предупреждала посетителей о том, что выставка «включает материалы откровенного содержания».

Именно тогда были обнаружены остатки Помпей и Геркуланума — римских городов, погибших при извержении вулкана Везувий в 79 г. из-под слоя пепла откопали 85 античных скульптур. На одной лишь Вилле папирусов неподалеку от Геркуланума в промежутке между 1750 и 1761 гг. нашей эры. XVIII век выдался поистине удачным для археологов.

В костяном сосуде до сих пор сохранились остатки розового пигмента, который, возможно, неведомая нам римская матрона использовала когда-то в качестве румян. Бронзовый бюст римского банкира выполнен настолько жизненно, что, кажется, можно уловить черты характера изображенного. Такие выставки, как «Жизнь и смерть в Помпеях и Геркулануме», вызывают у нас волнующее чувство близости к нашим античным предкам.
В отличие от большинства предметов, найденных в XVIII веке на руинах Помпей и Геркуланума, эту скульптуру спрятали подальше от публики. Взглянуть на нее можно было лишь с разрешения монарха. Тем не менее, помимо ужаса находка вызывала и любопытство. Слух о неприличной скульптуре распространился по Европе, и она быстро превратилась в объект паломничества англичан, совершавших Гран-тур (обязательные в среде европейских аристократов образовательные поездки).

Зловещие сады

Британский скульптор того времени Джозеф Ноллекенс по памяти воссоздал скульптуру в виде терракотовой реплики, хотя в его исполнении пучеглазая коза скорее удивлена вниманием Пана, в то время как животное с римского оригинала выглядит почти покорным.

Равно как и стоявшая на выставке в том же зале мраморная статуэтка подвыпившего пузатого Геракла, собирающегося справить нужду. Хотя непристойности в этих скульптурах нет, они, тем не менее, представляют собой весьма жестокое зрелище. И, несмотря на несомненное мастерство ваятеля, по нынешним стандартам такие тревожащие воображения сцены могут показаться не вполне уместными в качестве садовых украшений.

Не так уж удивительно, что древние римляне, почитавшие служение государству и авторитет власти за великие добродетели, одновременно тяготели к проявлению первобытных инстинктов в искусстве. В конце концов, устраивавшиеся ими гладиаторские игры, в которых принимали участие дикие звери и осужденные преступники, являлись ничем иным как вариантом ритуальных человеческих жертвоприношений. Древний Рим представлял собой любопытную смесь цивилизованности и варварства.

Тинтиннабулум представляет собой крылатый фаллос с лапами льва и привязанными к ним колокольчиками

Хотя этот тинтиннабулум обнаружили в Помпеях, он, вероятно, не был бы слишком неуместным дополнением к обстановке на Вилле папирусов в Геркулануме, позвякивающим в саду от дуновений ветра, в то время как посетители рассматривают скульптуру Пана, занимающегося сексом с козой. Эта версия объясняет и распространенность фаллоса в других контекстах древнеримской культуры: на выставке в Британском музее, например, одним из экспонатов был любопытный предмет, известный как тинтиннабулум — крылатый фаллос, снабженный своим собственным фаллосом, а также львиными лапами и хвостом, с подвешенными к конечностям пятью колокольчиками.

Типичный образец жестокости в древнеримском искусстве, датируемый 1-79 гг. нашей эры и найденный в Геркулануме: два оленя, на которых нападает стая собак

В наши дни велик соблазн определить скандальную находку в категорию эротики низкого пошиба, но не будем торопиться. На Вилле папирусов хранилась также и библиотека из сотен свитков. Вероятно, владелец скульптуры был образованным и начитанным.
Одно из самых скандальных античных произведений — статуя бога пастушества и скотоводства Пана с козой, обнаруженная на руинах Геркуланума в 1752 г.
Мы никогда не сможем до конца понять, какое именно впечатление эта скульптура производила на римлян. Возможно, то, что мы воспринимаем как разврат и насилие, вызывало у них приступы смеха. Но стоит взглянуть на произведения наподобие Пана с козой, и древний мир вновь отодвигается во тьму веков, а разделяющие наши цивилизации два тысячелетия превращаются в непреодолимую пропасть. Единственное, что можно сказать с уверенностью, — отношение древних римлян к сексу и насилию радикально отличалось от нашего.

Но римлянам такого рода искусство было по вкусу. Так и представляешь себе кровавую плоть, которую вот-вот обнажит нож палача. До нашего времени сохранилось несколько статуй, изображающих эту сцену — в том числе вырезанных из мрамора с розовыми прожилками, от цвета которого по коже бегут мурашки. С него собираются содрать кожу за дерзкий вызов на музыкальный поединок, брошенный богу Аполлону. Одна из моих любимых древнеримских скульптур — бородатый сатир Марсий, привязанный к дереву и ожидающий ужасного наказания.
Короля такая откровенная находка, мягко говоря, смутила. Правой рукой Пан крепко держит козу за клочковатую бороду, притягивая голову животного к себе и заглядывая ему прямо в глаза.
А римляне предпочитали более сексуальные и кровожадные образы. Конечно, можно предположить, что при всей утонченности хозяина виллы ему доставляло удовольствие шокировать гостей непристойностями. На той же выставке в Британском музее демонстрировались две мраморные скульптуры безупречного исполнения — пара ревущих от ужаса оленей, осаждаемых рычащими охотничьими псами. Однако даже при поверхностном ознакомлении с древнеримским бытом становится очевидным, что такого объяснения недостаточно. В наше время люди частенько расставляют у себя в саду декоративные фигурки гномов. Собаки грызут уши жертв, впиваясь когтями глубоко в оленью плоть.

Жителям Древнего Рима нравилось искусство, полное насилия и секса. Некоторые объекты культуры той эпохи могут показаться нам исполненными непристойности и жестокости, но римляне, возможно, смотрели на них другими глазами, пишет автор BBC Culture.
Разные культуры по-разному воспринимают одни и те же явления. Сам того не подозревая, Ноллекенс подчеркнул в своей реплике аспекты похотливости и сексуального насилия, хотя оригинал мог казаться римлянами гораздо менее вызывающим. Произведения искусства, которые мы считаем шокирующе эротичными или жестокими, в Древнем Риме были вполне приемлемыми.
Несколько лет назад, снимая для Би-би-си документальный сериал под названием «Сокровища Древнего Рима», я посетил раскопки Помпей. Как видно из примера скульптуры Пана и козы, секс играл в римской культуре не менее важную роль, чем насилие. Тот факт, что на одном из городских борделей красовались откровенно эротические фрески, меня не особо удивил, однако мне показалось странным, что многие здания украшены табличками с изображением эрегированного полового члена.
Скандальная скульптура

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.