Камню дал душу ваятель

Бывaли дaжe курьeзныe случaи. Йoкубoнисa идeт рaбoтa нaд нoвым пaмятникoм пoэту Aдaму Мицкeвичу. Интeрeснo пристaльнee вглядeться в чeлoвeкa, пoнять и вoплoтить eгo xaрaктeрный oбрaз. Плaч пo умeршим вoсxoдит к свoeoбрaзнoму фoльклoрнoму жaнру — причитaниям. Пaмятник, устaнoвлeнный нынe в Мoсквe нa зaстaвe Ильичa, пeрвoнaчaльнo прeднaзнaчaлся для eстeствeннoй, интимнoй срeды. Eгo мaстeрскую oкoнчили скульптoры, кoтoрыe сeгoдня в знaчитeльнoй мeрe oпрeдeляют урoвeнь литoвскoгo искусствa. Eсли жe aнaлизирoвaть фoрмы кoнкрeтнo, тo oни принципиaльнo oтличны oт произведений народных мастеров. Ленина. После Победы правительство Литовской ССР приняло решение об увековечении памяти жертв Пирчюписа. Одна рука крепко сжимает шаль под подбородком, другая — платок, которым женщина утирала слезы. Художник всегда должен быть настроен так, что именно сегодня потребуется наивысшее напряжение сил для создания чего-то необыкновенного. Он стал лауреатом высшей премии — Ленинской — после создания памятника жертвам фашизма в селе Пирчюпис. Но им я был недоволен и стал искать другое решение — трагический силуэт женщины-матери. Остается очень небольшой процент работ со знаком качества. Так и сегодня. Ведь по их воле люди перестают интересоваться искусством, потому что оно теряет свою актуальность. В Каунасе изучал живопись, фреску, мозаику, в Париже — скульптуру; учился у французских мастеров школы Майоля. Напротив — всячески помогал проявить ученикам собственную фантазию, индивидуальное дарование. В пророках, Давиде, рабах и Сивиллах великий скульптор воплощал свое видение идеального человека. Сегодня Г. Больше всего — в области портретной скульптуры. Фигура решена спокойно, статично, декоративно, в народном характере, с глубокой внутренней динамикой, выражающей народную боль, ненависть, протест и веру во вновь возрождающуюся жизнь». Йокубонис — признанный мастер, народный художник СССР, профессор, один из ведущих советских скульпторов. Вся его творческая, сознательная жизнь связана с Литвой. Йокубонис горд успехами своих учеников. Здесь в 1944 году фашисты учинили зверскую расправу над мирным населением. Один из тех, кто создавал после Великой Отечественной войны литовскую советскую школу скульптуры. Это был талантливый человек большой культуры, оказавший значительное влияние не только на наше поколение, но и на современное литовское искусство в целом. Я хочу сделать памятник молодому Мицкевичу, создать образ романтический, под стать эпохе, в которую он жил. В глубоком раздумье стоит литовская крестьянка. …Он возникает незаметно среди типичного литовского пейзажа и кажется органично слитым с дорогой, окружающими полями и перелесками. Оплакивает ли она своих детей, скорбит ли о ближних и обо всех погибших за правое дело? Адаму Мицкевичу создано несколько монументов в Польше, во Франции, много скульптурных портретов, медалей. В этом успехе была большая заслуга его учителей, их мудрость, их опыт. В Литве памятники Йокубониса знает каждый, и республика по праву гордится им. В 1974 году он создал памятник поэту Майрони-су, установленный на центральной площади Каунаса, затем портретную скульптуру Чюрлениса для Каунаса. Типы женщин, их одежда запечатлелись в моей памяти. Со времени создания памятника в Пирчюписе прошло почти 20 лет. Герои многих произведений скульптора — известные литовские поэты, писатели, художники. У каждого художника есть главная тема творчества. Название этой литовской деревни болью отзывается в сердце каждого советского человека. Йокубониса ждут все. Припомнил я это к тому, что даже в нашей профессиональной среде не всегда верно понимается связь с народными традициями. Но глаза не делай, наметь только черточки, не больше». Искусство — это такая область, где утверждаются лишь немногие. Отсев, вероятно, закономерен во всякой области человеческой деятельности, где главным условием роста являются талант и труд. В ней выражена вся тоска по родине, и начинается она словами:

Отчизна милая, Литва! Это настоящий хозяин земли, уверенный строитель будущего. Уверен, те скульпторы, которые быстро приспосабливаются лишь к спросу, скоро пропадают как художники. Но если у тебя за спиной высокая профессиональная художественная школа — ты будешь делать глаза, а не прорезывать черточки. И. Успех был закономерен. Работа над ленинским образом духовно обогатила Йокубониса, позволила лучше понять легендарное время первых лет Октября. В процессе работы замысел углублялся, полнее раскрывалось идейное содержание скульптуры. Если в композицию натюрморта, например, художник включает литовскую деревянную скульптуру — а такие вещи были очень модны,то это еще не означает, что автор исходит из принципов народного искусства. Во время занятий Микенас говорил скупо, редко поправлял, но то немногое, что было им сказано, много значило, потому что подкреплялось его творчеством. Если говорить о моем идеале, то это человек внешне сдержанный, негромкий, но в нем чувствуются твердость, воля, нравственная правда. Микенаса. А сегодня в мастерской Г. Они были загнаны в сараи и сожжены. Я много искал, прежде чем остановился на этом варианте. А. Ты как здоровье, Тот дорожит тобой, как собственною кровью,
Кто потерял тебя. Никакой моделью при работе я не пользовался, хотя, конечно, бывал в Пирчюписе. Посмотрели на не законченную еще работу и говорят: «Хорошо, чувствуется связь с народным творчеством. В нем сказалась цельность характера Йокубониса, его одаренность, зрелое понимание задач искусства, профессиональное мастерство. Не к мести взывает мать. Когда подходишь ближе, невольно все внимание притягивает лицо женщины. Образован был блестяще. Прямого заимствования нет. К сожалению, так называемых средних работ еще много. Пирчюпис расположен в 40 километрах от Вильнюса в районе лесных массивов, где особенно сильно было партизанское движение. Был объявлен конкурс на лучший проект монументального памятника. Меня также нередко спрашивали: исходил ли я из принципов литовской деревянной скульптуры, ощущал ли влияние традиций народного творчества? Вот как характеризовал он тогда свой замысел: «Фигура — основной акцент памятника. Родился поэт недалеко от Вильнюса, в Белоруссии, учился в Вильнюсе, работал учителем каунасской гимназии. Внешние, наружные черты примитива не нужны. Самые возвышенные и святые чувства любви к Родине остро пробуждает образ величавой матери, одновременно скорбный и жизнеутверждающий. Это, конечно, вымысел. Самое ценное, что есть в сегодняшнем искусстве молодых,многогранность, своеобразие,считает Йокубонис.Молодые ищут свой идеал, путь в искусстве, героя. Настоящее искусство требует самоотречения. Возьмем высокий пример — классическое творчество мастеров Возрождения. Для Микеланджело — это характер сильный, волевой, мужественный. Но она дает яркое представление об идеале, который стремится воплотить скульптор. В спокойном, уверенном шаге председателя, во всем его неброском и простом облике, волевом лице легко угадывается характер решительный, стойкий. Вспоминаю такой случай. Вот он приостановился на мгновение, задумался о чем-то важном… Его всегда интересовал и интересует Человек с большой буквы, личность незаурядная, выдающаяся. Меня никогда не привлекали темы сверхсложные, композиции с большим количеством персонажей. В скульптуре «Матери Пирчюписа» я старался показать красоту человека, раскрыть мысль о том, что принесенные фашизмом смерть и муки не могут сломить человека и его готовности защищать мир, спокойствие, счастье,говорит Йокубонис.Много раз я слышал вопрос: кто явился прообразом моей героини? При всей их многогранности мы можем определить идеал человека, который тот или иной художник стремился выразить. Мы беседовали с Гедиминасом Альбиновичем Йокубонисом в его мастерской, расположенной почти в самом цейтре Вильнюса. Потому столь органично и естественно для художника его обращение к ответственнейшей теме — созданию образа В. Они бывают разные. Однако он никогда не навязывал своих мнений. Работа над образом председателя колхоза в значительной степени подготовила скульптора к созданию памятника в Пирчюписе. Он воспел Литву, ее историю и народ с такой проникновенной силой, которая трогает и сегодня. Хотя Мицкевич писал по-польски, мы считаем его не только польским, но и литовским поэтом,говорит Йокубонис. Не утверждаю, что этот принцип работы лучше других, но он наиболее близок мне. Для Йокубониса они были наполнены напряженной работой. Однажды карательный отряд гитлеровцев, не обнаружив партизан, всю свою бесчеловечную злобу выместил на мирных жителях — женщинах, детях, стариках. Когда я делал памятник, ко мне в мастерскую зашли двое знакомых: один искусствовед, серьезный ученый, другой — художник. Правда, я не могу сказать, что в искусстве молодых все гладко и безоблачно. Его герои живут не в камерном, маленьком мире, а единой судьбой с народом, Родиной. Они стремятся освоить разную технику, разные материалы — один любит дерево, другой охотнее работает в бронзе, камне; смело комбинируют материалы, ищут новые формы. А некоторые молодые слишком спешат нравиться, стремятся создать произведения в угоду моде, не очень высокому вкусу — салонные, сладкие. Йокубонис. Люди любят конкретизировать, и вполне понятно их желание видеть реальное лицо за художественным образом. И подчас приносят не только радость. Гордо и спокойно несет она страдание, свою долю. Каждый художник, на мой взгляд, имеет свое представление об идеальном образе.

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.